Как мы повысили эффективность автопарка крупного цементного завода
Рост производства цемента в России на 3% в 2024 году (до 64,7 млн тонн) требует от предприятий оптимизации всех этапов технологической цепочки. Особое внимание — логистике: несвоевременная доставка сырья или простои техники могут парализовать непрерывный процесс.
Сенгилеевский филиал
Собственная АЗС и мобильный топливозаправщик
Формирование собственного автопарка (47 единиц, включая
В 2023 году завод инвестировал в мобильную АЗС Benza (запас — 40 м³) и передвижной топливозаправщик (до 11 тонн). Последний обслуживает технику в карьерах, а стационарная станция — колесный транспорт.
Чтобы заправиться, водитель использует индивидуальную карту с лимитом топлива. Они закреплены за каждой единицей техники и всегда находятся под рукой — в кабине водителя. Водитель прикладывает карту к считывающему устройству на колонке, после чего топливо автоматически поступает в бак. Заправиться по мере необходимости можно в любое время суток — того требует специфика производства, ведь цементный завод работает круглосуточно.
В итоге время заправки самосвала сократилось до 5–7 минут (бак на 400 литров), а водители получили круглосуточный доступ к топливу.
«При объеме бака в 400 литров 5–7 минут это достаточно быстро, — рассказывает начальник транспортного цеха Сенгилеевского филиала АО „ЦЕМРОС“ Иван Мазин. — В штатном режиме предприятие расходует около 4000 литров дизельного топлива в сутки. Раньше мы полностью зависели от подрядчиков, теперь заправляем технику сами. Заправка занимает минимум времени, и завод при этом не переплачивает».
Цифровой учет и полная прозрачность
Расход ГСМ (около 4000 литров/сутки) фиксируется автоматически, что исключает перерасход. Ответственный сотрудник в любой момент может проверить в программе, кто из водителей, когда и в каком объеме заправил транспорт, а также проконтролировать остатки и распределить топливо по автопарку.
Отчеты по топливу стали наглядными, они интегрируются с бухгалтерским ПО, что гарантирует полную прозрачность: каждый литр строго учитывается, а водители могут использовать топливо исключительно в рамках выделенных лимитов без возможности распоряжаться им по своему усмотрению.
Кроме того, когда предприятие задумалось об установке собственной АЗС, оборудовали собственные ремонтные боксы, и таким образом на заводе полностью снизили зависимость от сторонних сервисов.
Результат
Понаблюдав за работой АЗС в течение года, на заводе пришли к выводу, что простои техники упали до нуля: транспорт не простаивает благодаря своевременной заправке и собственному сервису. Кроме того, серьезно снизились затраты (до 30%), исчезло нецелевое использование.